Инкрустация из шпона дерева простые рисунки. Деревянная мозаика (маркетри): особенности, изготовление, фото. Обратный набор на бумагу

Наши пращуры украшали деревянные фрагменты вставками из других древесных пород, что приводило к появлению новых декоративных элементов и украшений.

Термин «маркетри» переводится с французского как «деревянная мозаика» . Древние мастера называли изделия из кусочков древесины «деревянным набором» или «деревянным комплектом». Изделия в стиле маркетри можно встретить даже в античной эпохе. К примеру, в гробнице Тутанхамона исследователи обнаружили изделия, которые имели вставки из черной древесины. Однако такой подход можно назвать лишь предтечей маркетри, ведь в своем классическом варианте эта техника предполагает использование тончайших пластин из шпона. Толщина каждой пластины должна быть не более 2-3 мм.

Станок для распиливания шпона был сконструирован лишь во второй половине XVI века. В те времена техника маркетри стала активно распространяться по многочисленным странам. Примерно в XVIII веке она добралась и до России. Сегодня техника маркетри не настолько популярна в силу высокой сложности сборки изделий. Однако мастера маркетри остались – они производят уникальные изделия на заказ, которые великолепно смотрятся в современных интерьерах.

Техники изготовления маркетри

Маркетри включает в себя несколько техник:

  • Интарсия. В данной технике используется деревянная панель, в которой вырезаются канавки для последующего приклеивания разных фрагментов древесины. Фрагменты могут иметь различную толщину. Обычно они довольно массивные: порой до 2 см. Такой подход нельзя назвать типичной методикой маркетри, ведь в ней применяется тончайший шпон.
  • Облицовка. Облицовка – метод, который предполагает наклеивание древесины на поверхность разных изделий в качестве декора.

Сфера применения мозаики маркетри

Сфера применения маркетри очень широка. Деревянные мозаики можно встретить на поверхности мебели, стен, с их помощью могут создаваться настоящие произведения искусства.

Для работы в технике маркетри требуется многочисленный инвентарь: фанера, шпон, резак, гумирка, прикатка, пресс, клей, шлифовальное устройство и т.д. Шпон, применяемый для создания мозаик, может иметь различный распил, что напрямую влияет на его декоративные качества. Дефекты древесины – еще одно прекрасное дополнение для уникальных изображений, выполненных в технике маркетри. Если же добиться нужного оттенка не получается, можно прибегнуть к травле или морению шпона.

Создание шедевров в технике маркетри – очень кропотливый процесс, который требует высокой усидчивости и аккуратности. Готовые предметы интерьера, украшенные маркетри, будут иметь свой собственный облик и прекрасно дополнят пышный интерьер. Но стоит помнить о том, что такое удовольствие влетит вам в копеечку. Впрочем, если вы хотите добавить своему дому эксклюзивности, то маркетри - лучший способ сделать это.

Предлагаем рассмотреть мастер-класс в стиле маркетри. Что это такое? Маркетри — это мозаика по дереву своими руками. Данную мозаику делают из тонких слоев древесины различных пород, которые получают путем резьбы. Рассмотрим пошаговую инструкцию по работе в данной технике для начинающих.

Мозаику по дереву можно разделить на самые основные виды:

  • Интарсия, в данной технике идет выполнение деревянного изделия по деревянному;
  • Инкрустация, для этого используют украшение, которое отличается от фона изделия, на котором оно выполняется;
  • Маркетри;
  • Блочная мозаика.

Мы рассмотрим сегодня технику маркетри.

Техника маркетри

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Нож — резец большого и маленького размера;
  • Бруски для заточки и поправки кромки;
  • Гуммированная лента;
  • Простой чистый лист;
  • Ватман;
  • Калька;
  • Ручка гелиевая;
  • Дрель с насадкой для ошкуривания;
  • Наждачная бумага;
  • Губка.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

На листке бумаге рисуем в ручную эскиз, если у вас таких данных нет, то можно воспользоваться поиском в интернете и найти там подходящую картинку. После чего распечатать ее. Основываясь на рисунке, подбираем материал по цветовой гамме.

После того как схема на простой бумаге полностью готова, ее необходимо перенести на большой ватман, причем увеличивая изображение. Линии все необходимо проводить четкими и видимыми.

При выборе цветовых тонов необходимо разобрать рисунок на несколько составляющих, после этого подготовить для каждого из них свои цветовые гаммы.

Теперь каждую из деталей необходимо с ватмана перенести на кальку. У нас это будет три штуки — сам фон, ваза с цветочками и книжка. Перенос делать лучше всего черной гелиевой ручкой, так как простой карандаш можно и не заметить на кальке. Для каждой детали используйте отдельный листочек с калькой.

Перед тем как начать работу, необходимо хорошо заточить ножи. Лезвия их должны быть отполированными и острыми. Поточить их можно на абразивном камне или же использовать брусок, только обязательно перед данным действием смочите водой лезвие инструмента.

Теперь начинаем подбор цветов для создания композиции. В первую очередь выбираем фон, только потом все остальные оттенки подбираем.

Помните о том, что данный материал при нанесении на него лака меняет свой оттенок. Например, до обработки лака цвет был светлым, после может стать на несколько тонов темнее.

Готовые детали необходимо вырезать из кальки при помощи ножа. Выбранный цветовой материал подкладываем под заготовленную часть. Вырезаем по кальке. Лучше, конечно, в первую очередь сделать небольшой контур, а только потом вырезать. После склеиваем кальку и готовую деталь между собой при помощи гуммированной ленты. Ее же просто смачиваем водой. Вырезаем следующую часть на кальке, которая идет следом за уже готовой. Склеиваем между собой детали при помощи данной ленты. Продолжаем это делать о тех пор, пока не получится весь рисунок.

Теперь производим набор основных деталей, делаем это точно так же, как и с фоном. Вырезаем их из кальки.

Вот и все, детали все собраны, теперь переходим к полному сбору. На готовый фон накладываем основные компоненты, начинаем проводить компоновку картины. Врезаем все детали в фон, предварительно прижав их тяжелыми предметами. Вырезанную часть у фона убираем, вставляем туда заготовку закрепив фон и заготовку между собой, лентой.

Таким же образом, что описывалось, врезаем все оставшиеся детали.

Теперь переходим к выравниванию уголков изделия. Они должны быть прямыми, делаем, как показано на фото:

Нарезаем небольшие тонкие полоски из светлого и темного цвета, приклеиваем их с внутренней стороны картины. Вот как это должно выглядеть.

Теперь необходимо проверить готовую работу, если имеются какие погрешности, то их необходимо устранить.

Готовую картину приклеиваем к листу фанеры с помощью клея. Причем смазывать необходимо как саму фанеру, так и картину. Только у картины промазываем свободные места, где нет груммированной ленты.

Маркетри - художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом.

Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине ХVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы: черное , красное , розовое дерево - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.

В маркетри существуют два процесса:

  1. Интарсия-врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины.
  2. Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Известные мастера-маркетристы

Одним из древнейших материалов, применяемых в искусстве, является дерево. Дерево издревле применяется ремесленниками и мастерами при изготовлении самых разнообразных элементов быта: мебели , кухонной утвари , элементов декора интерьера . Одним из наиболее интересных техник применения древесины в искусстве является маркетри — изготовление картин из древесного шпона.

Первые работы в этом направлении появились в Европе ещё в средние века. Две наиболее распространённые техники работы с древесиной в искусстве назывались интарсия и инкрустация.

В ходе создания картины в технике инкрустация в древесный массив, служащий основанием врезались элементы, изготовленные из ценных пород дерева разных цветов и оттенков, а также драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, жемчуг.

Произведение, созданное в технике интарсии , отличается тем, что элементы декора врезаются в массив древесины таким образом, что выступают над поверхностью, образуя единый, цельный орнамент.

Эти две технологии и послужили основой для возникновения современного маркетри.

Работы по созданию произведений искусства из различных сортов древесины известны ещё со времён древнего Рима. Современное маркетри буквально означает — покрытие древесного массива, служащего основанием, древесными пластинами, изготовленными из ценных пород дерева, обычно толщиной до двух миллиметров. Название техники произошло от французского слова marqueteries (разметка).

В средние века, до начала индустриальной революции, элементы маркетри изготавливались вручную, однако, в XVI веке был изобретён шпоночный станок, что позволило изготавливать сырьё в промышленных масштабах. Маркетри расцвело, стало одним из наиболее распространённых видов изобразительного искусства, ведь было доступно, как беднякам, так и европейской богеме.

Через «окно в Европу», прорубленное Петром Первым, в Россию XVII века стали попадать европейские искусства, началась экспансия европейский культуры на Восток. Не стало исключением и маркетри. Россия, которая всегда славилась своими столярными мастерами, быстро и с удовольствием приняла такое понятное и близкое, хотя и Европейское искусство. Российские мастера быстро внесли элементы традиционного изобразительного искусства — гравировку и травление. Появились настоящие картины, изготовленные в этом стиле — портреты, пейзажи. Маркетри стало самостоятельным направлением в изобразительном искусстве.


Казалось бы, в современном мире нет места для таких древних, ремесленных техник. Однако на практике всё оказалось наоборот. Прикладные искусства переживают настоящий ренессанс — находясь в царстве стекла и бетона, когда трудно найти вещь, сделанную из настоящих, природных материалов, всё больше людей стремится украсить своё жилище традиционной живописью, элементами интерьера, созданными из натуральных, природных компонентов. И многие выбирают именно картины, созданные технологией маркетри.

Базовый материал, применяемый при изготовлении маркетри это дерево — экологически чистый материал, использование которого не прекратится никогда. Картина создаётся из шпона — мелких, тонких полосок древесины разных пород, толщиной не более двух миллиметров, из которых и создаётся композиция. Шпон изготавливается на специальном станке в промышленном масштабе, и перед применением проходит процессы подготовки: травление, обжиг, отбеливание. Для изготовления шпона применяются ценные и дорогие сорта дерева, а художник выбирает какую древесину использовать, в зависимости от своей задумки. После укладки шпона, маркетри необходимо обработать специальными материалами, ведь используя дерево, следует помнить, что все натуральные органические материалы очень чувствительны к окружающей среде: температурным колебаниям, влажности, свету. Поэтому, после создания маркетри его обрабатывают мастикой, как правило, созданной из пчелиного воска.




Процесс производства картин в стиле маркетри — один из самых трудоёмких в мире изобразительного искусства, ведь мастер вынужден тратить массу времени на подборку нужных элементов мозаики. Однако, картины маркетри всегда уникальны, и стоят немалых денег, ведь на изготовление качественного портрета или пейзажа может уйти от одной недели до месяца.

Красующаяся на стене вашего дома маркетри не только оживит интерьер, но и станет показателем состоятельности хозяина дома, его вкуса и аристократичности.

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву , подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины.

Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса:

  • Интарсию - врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.
  • Облицовывание - приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри.

  • Паркетри. Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.
  • Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона.
  • Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком. Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век - время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные.

В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи. Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком , либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

  • Амарант.
  • Розовое дерево.
  • Фиалковое дерево.
  • Пальма.

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород. В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики - бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже - паркетный рисунок.

Маркетри - один из самых дорогих, эллитарных и древних видов декоративно-прикладного искусства.
Пожалуй, это единственный вид искусства, который никогда, т.е. с глубокой древности и до сих дней, не спускался с олимпа эллитарности. Однако, справедливости ради, надо сказать, что отдельные проявления этого искусства, все же проникли в масовое производство, но не более.
В целом же, высокохудожественные произведения этого искусства, и по сей день остаются недоступными даже, для так называемого, среднего класса. Это 100% произведения искусства эллит класса.

В наше постиндустриальное время старинный стиль маркетри оживает, пускает здоровые ростки, и я думаю, мы станем свидетелями его нового расцвета на наших необъятных просторах в современных дворцах и усадьбах, потому как "красиво жить не запретишь".

Например в Европе данная техника и традиция инкрустирования фасадов мебели, стеновых панелей и столешниц не прерывалась на столь долгий период, как у нас, и относится к одной из составляющих для создания классического интерьера, а как известно классика - всегда в моде.

Маркетри - особая техника мозаики из дерева. её принцип состоит в том, что на древесную основу наклеиваются пластинки из ценных пород дерева толщиной от 1 до 3 мм. Эти пластинки подбираются таким образом, что вследствие различной текстуры и цвета из них формируются узоры и рисунки.

Эта техника появилась во 2-й половине 16 века в Европе, после изобретения станка для производства пиленого шпона.


В Россию техника маркетри завез Петр 1 в 18 веке, где и развилась до уровня настоящего искусства. Русские мастера мозаикой маркетри украшали столы, шкафы, двери и другую мебель. Самыми популярными сюжетами для техники маркетри были цветочные и растительные узоры, орнамент из геометрических фигур, пейзажи и сценки из библии.

Маркетри получило своё второе рождение в наши дни. С помощью этой техники дизайнеры возрождают к жизни старые предметы мебели, придавая им оригинальный и неповторимый вид!


Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева.


Кресло из Древнего Египта

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева.


Маркетри из Мессопотамии

Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.


В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.

В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation - «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») - техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч.


После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу.

Станок для производства пиленого шпона.

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку.

Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.


В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции - на XVI век.


Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели.

Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря.


Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон - черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.

Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль.


Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.


Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д.

В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно.

По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.

Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II. При декорировании большей части мебели в Зимнем дворце, художники использовали технику маркетри.

Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.

Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это - пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп.

В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность и это вполне объяснимо. Мебель, облицованная маркетри, выглядит очень стильно и красиво.

Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.