Древние образы в народных игрушках презентация. План конспект урока "древние образы в современных народных игрушках". Звучат русские народные наигрыши фоном

Учитель ИЗО,

МБОУ-ООШс.Любимово, Советского р-на Саратовской области

.

Урок изобразительного искусства в 5 классе

II четверть

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Урок №1 Тема: Древние образы в современных народных игрушках
Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование работы с пластическим материалом.
Задачи:

Образовательные


  • продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
Развивающие

  • продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные

  • учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире , расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о месте происхождения: Филимоновских, Дымковских и Каргопольских игрушек. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.

Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, технология.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

ХОД УРОКА

Организационная часть.

Введение учащихся в ситуацию народного творчества.

Актуализация опорных знаний (1 слайд)

- В I четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами (Ответ детей)

Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Ответ детей)

Формирование новых знаний (2 слайд)

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

и за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(15 слайд) можно увидеть и разряженных щеголих и нянек – «кормилок» с детьми на руках.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

(16 слайд) Филимоновские игрушки мастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее.

Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

(17 слайд) Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.

(18 слайд) Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

(19 слайд) Давайте мы с вами представим себя мастерами и вылепим из пластилина


  • 2 группа – фигурки Каргопольских игрушек

  • 3 группа – фигурки Дымковских игрушек
Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины? (Ответ детей)
Каким способом изготавливают игрушки? (Ответ детей)

Практическая работа в группах

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

Итог урока

– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на следующем уроке. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Посмотрите, какие разные и неповторимые получились игрушки в разных группах! (Отзывы детей о получившихся игрушках)

На этом наш урок окончен, спасибо ребята!

Литература:


  • Блинов Г.М. М.: Чудо-кони, чудо-птицы. “Детская литература” ,1977.

  • Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.

  • Горичева В. С., Нагибина М. И.. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

  • Рогов А. А. Кладовая радости. М. Просвещение. 1982

  • Рафаенко Н. А.. Ярославль. “Академия развития”.“Народные промыслы”. М. 1988

  • Рабочая тетрадь Дымковская игрушка”. М. Мозаика- Синтез. 2004

  • Рабочая тетрадь “Филимоновские свистульки”. М. Мозаика-Синтез. 2003.
Интернет ресурсы:

  • http://www.nebovokrug.ru/nostalgiya-po-derevne/

  • http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/kargopolckaa_igru6ka.htm

  • http://www.kargopol-toys.ru/

  • http://www.virtual-russia.ru/vrt/vr.html

  • http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=637865

  • http://www.peterseldon.ru/travel/sever2007/part2/

  • http://www.dshinin.ru/BES/12/1.HTM

  • http :// www . promiselkargopolya . ru / about . htm


  • http://www.euro-rest.ru/59/556/6820.htm

  • http://filimonofskay-igrushka.ru/

  • http://www.enlight.ru/camera/nb/index.html

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за суетой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним давние обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, думать и рассуждать. Знаю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Подготовка к творческой работе.

- . Сегодня на уроке мы будем путешествовать по народным игрушкам. А что такое путешествие?

- Кем бы вы хотели быть в путешествии?

(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы по видам художественных изделий.

Сначала мы будем мастерами.

Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на выставку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.
В классе работают группы:

Народная игрушка.

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»
Задание мастерам групп:


  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;

  • подготовить их к выставке на нашем уроке;

  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.

Есть одна удивительная профессия , которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только для забавы – они были участниками древних обрядов (магии, волшебства). Им приписывали особую силу защищать людей от всякого зла. Яркий цвет и сильный свист означали магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента , которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.
Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).
Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - а теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками , растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Конечно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником (с 74.)

Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе

После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).
Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!
А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!
Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Подготовка к творческой работе.

- . Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?

- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?

(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.

Сначала мы будем мастерами артелей.

Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.

В классе работают артели:

Народная игрушка.

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»

Задание мастерам артелей:

  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
  • подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей .

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.

Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником (с 74.)

Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?

Какие?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Связь времен в народном искусстве.

Художественные промыслы народов России

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Тип урока: Изучение новых знаний

Цели урока:

    создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов;

    Стимулировать уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций;

    Способствовать развитию видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Планируемые результаты:

Предметные

    получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

    аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

    познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

    ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

    самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

    определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

    принимают и сохраняют учебную задачу;

    учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

    проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания»

    выдвигают контраргументы в дискуссии

    делают выводы

Личностные

    Понимают значение знаний для человека;

    осознают свои интересы и цели;

    имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, беседа

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная, игровая, поисковая

Образовательные ресурсы:

Некрасова М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.» М., 1983. – С.34

Дурасов Г.И. «Каргопольская глиняная игрушка» - А, 1986. – с 116 – 120

Оборудование: ПК, уголок релаксации, музыкальный центр, театральные принадлежности.

Наглядно- демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентации «Народные художественные промыслы России» «Маленькие чудеса»; выставка детского творчества; выставка мастера Глинко А.И. г. Симферополь («Глазами маленьких мастеров»)

Основные понятия и термины : декоративно-прикладное творчество, светлота, цветовой фон, насыщенность, древние солярные знаки.

Организационная структура (сценарий)

    Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся.

предлагает игру «Впереди планеты всей»

(обучающимся нужно объединиться в группы и как можно больше вспомнить и назвать пословиц о труде, ремеслах, мастерах. Победителя ждет награда.

    При помощи Интернет-ресурсов отобрать информацию о выдающихся мастерах народного промысла изготовления народной игрушки.

    Вторая группа работает с дополнительной литературой, учебником, справочниками, отбирая необходимый материал к уроку)

Главная задача игры «Впереди планеты всей»: направить усилия знаний и навыков обучающихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.

Меняются эпохи, меняется и язык искусства. Об этих изменениях я и хочу с вами сегодня поговорить.

Обучающиеся слушают учителя, ставят и определяют перед собой целью.

Учитель помогает обучающимся «войти» в образ мастеров народных промыслов, повязав ленту на голове, сопровождая беседой о традициях мастеров перед началом творческой работы.

    Изучение нового материала

(объяснительно – иллюстративный)

Народное творчество в художественной форме отражает мысли и чувства народа, его эстетические устремления. Из века в век, из поколения в поколение передается мастерство народных умельцев. О художественных промыслах можно говорить много, потому что и самих промыслов много, и все они дают образ высокохудожественного мастерства. История игрушки началась с эпохи палеолита, когда в глубочайшей древности только зарождалась человеческая культура. В древности игрушечные предметы были далеки от забавы, они несли глубокий магический смысл, были элементом магических обрядов.

Сегодня мы остановили свое внимание на те средства художественной выразительности, которые используют народные мастера для достижения большей живописности, красочности изделий.

Учитель приглашает всех подойти к, организованной заранее, выставке работ обучающихся старших классов и на примере этих работ, выполненных в соответствии с технологическими требованиями ремесла, проводит экскурсию и знакомит с историей народного промысла, традициями и особенностями мастеров народной игрушки.

Обучающиеся активно дополняют учителя той информацией, которую отобрали самостоятельно, используя ИКТ, доп. Литературу, словари, учебник, медиатеку.

Основная особенность глиняной игрушки – обобщенный и выразительный образ, созданный с помощью простейших приемов лепки, в котором быль и вымысел слиты воедино.

Презентация «Приемы работы и конструкционные особенности изготовления народной игрушки»

(Закрепляем этот материал информацией учебника)

- Дымковская игрушка

Учитель приглашает обучающихся театрализовано, сопровождая фрагментами «Веселая ярмарка», «войти в страну» Дымковской игрушки.

Обучающиеся читают строки из стихотворений.

***

Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша,
Просто чудо-водоноска,
Высока ее прическа,
Губы алы, щечки алы…
И кричат всем зазывалы.

***

Полюбуйтесь на игрушки: Водоноски и зверюшки! Посмотрите, как живой, Есть и конь здесь удалой! Свистят свистульки – утки, Свистит петух – проказник, Не зря веселый праздник.

***

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Самые знаменательные глиняные игрушки, конечно, дымковские. Её все знают и все очень любят. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).

Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Презентация « Жизнь и творческий путь Анны Афанасивны Мерзиной – потомственной мастерицы

Задания для обучающихся, используя метод «Шаг к успеху», дайте ответ на ряд вопросов:

    Какую роль в жизни людей играла народная игрушка?

    Объясните, в чем красота и привлекательность народной игрушки?

    Какой смысл выражают древние образы: конь, птица, баба?

- Филимоновские игрушки

(обучающиеся выступают с музыкальным сопровождением)

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!

Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки –
В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, вам понравятся.

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Обучающийся подходит к карте и показывает место расположения г. Тула (присутствует межпредметная связь)

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местныеглины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Музыкальная пауза (обучающиеся выполняют физ.минутку, используя DVD –записи)

(По желанию обучающиеся выбирают музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотки…Под музыку «Веселые народные мотивы» проводим физ. минутку, с использованием элементов народной пляски (ковырялочка, каблучок, веревочка, барыня)

(Учитель проявляет мотивацию к игре при помощи стихотворного ряда)

Обучающиеся должны быстро сориентироваться и найти на выставке детских работ ответы к этим стихотворениям

Бока крутые, рога золотые, копыта с оборкой, на спине Егорка. Посмотри, как хороша Эта девица – душа: Щечки алые горят, Удивительный наряд. За студеною водицей Вышла красная девица, Как лебедушка плывет, Ведра полные несет.
Презентация «Ярмарка Хлудневской игрушки»
- Гончарный промысел в Хлудневе зародился давно. Трудно сказать, кто первым в деревне стал лепить из глины игрушки: то ли это была свистулька, то ли «сопелка» в виде барашка, то ли петух с большим гребнем… Традиционный промысел своих предков не забывают хлудневские мастерицы и сегодня. Их рисунки многолики по рисунку и композиционно, состоят из нескольких фигур, покрывают их краской не полностью. Они хорошо гармонируют со светлым фоном обожжённой глины. Глаза и губы не рисуют, а лепят. Игрушки гремят и поют. Подсох наряд на хлудневской игрушке – расходится она с Калужской земли.

Каргопольская игрушка

(Учитель мотивирует изучение материала через инсценированние , привлекает обучающихся по желанию. (под музыку ребята исполняют:

А индюк нарядный, Из себя весь ладный! У такого индюка Все расписаны бока. Индя, Индя, Индюшок, Ты похож на сундучок. Нас нарядом удивил, Глянь-ка, крылья распустил! А пушистый его хвост Далеко совсем не прост. Хвост как солнечный цветок, А высокий гребешок Алой краскою горит! Ай да Индя,Индюшок, Алая головушка, Бисером бородушка!

Презентация «Карусель желаний»

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.

(обучающиеся показывают на карте место положения города).

Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Презентация «Жизнь и творчество Ульяны Ивановны Бабкиной»

Задание. При помощи метода «Логическое звено», обучающиеся воспринимают информацию и выполняют задания.

Найти соответствие:

Символика цвета:

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Перед выполнением практического задания обучающиеся внимательно рассматривают знаки орнамента; осваивают принцип их настроения (при помощи учебника и слайдов); обращают внимание на то, как они строят расписной узор на поверхности игрушки, которой гармонично дополняют сплошную окраску отдельных ее частей, как гармонично взаимосвязаны форма и декор.

(Обучающиеся воспринимают уже знакомую информацию о художественных промыслах, сопоставляя их с определенным стилем в изобразительном искусстве и определенной исторической эпохой).

    Творческая практическая деятельность.

А сейчас предлагаю разделиться на команды. Перед вами «Ярморочная карусель», на которой находятся игрушки разного направления. Каждая команда выбирает свою игрушку по выбору своего стиля, создают «Праздник народной игрушки». (идет групповая работа).

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь…)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.

«Конкурс знатоков» (рассчитан на уровень дополнительных знаний обучающихся по теме «декоративно-прикладное искусство»)


5

    Вид народной декоративной росписи на деревянных изделиях: тонкие растительные узоры золотом, черным и красным по золотому или черному фону. Так называется село, где появилась эта роспись.

    Русский народный керамический промысел, роспись – синяя на белом.

    Вид изобразительного искусства. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок, иногда с применением цветовых пятен.

    Вид изобразительного искусства. Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.

    Жанр картины с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

    Изображение внутреннего помещения здания, также жанр изобразительного искусства.

    Итоги урока. Рефлексия. (Дискуссия)

По окончанию работы проводим праздничный вернисаж «Мастер золотые руки».

- Подводим итог, используя метод «Микрофон ». Обучающиеся анализируют удачи и успехи, учатся исправлять ошибки.

Важно, чтобы видели результат труда свих товарищей и могли оценить то, в какой мере каждый смог приблизиться к народной традиции и сохранить при этом свою индивидуальность.

Творческое домашнее задание.

Посетить музей, выставку в своем городе « Народные промыслы России»

Написать сказку, рассказ, стихотворение «карусель моих желаний.

Класс: 5

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».

Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.

Тип урока: Урок изучения новой темы

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.

Задачи:

Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента в современных народных глиняных игрушках.

Развивающая: Развить у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательная : воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование:

для учителя:

1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

3. мультимедийные презентации дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

2. гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

3. шаблоны дымковских игрушек

Музыкальный ряд: русские народные песни

Литературный ряд: загадки, стихотворения

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в этот замечательный день! Мы отправимся в мир красоты. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение и себе и им. Садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.

Звучит народная музыка.

(Педагог достает расписной сундучок, приговаривая):

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

- Ребята, как вы думаете, чем же может быть наполнен такой сундучок? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Игрушка, что здесь лежит, очень знаменитый в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» (Слайд 1)

Цель урока: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново и Каргополья.

3. Изучение новой темы

- Сегодня мы поговорим о богатствах земли Русской об искусстве русского
народа, о вековых традициях в росписи игрушек.

(Показ игрушек). Посмотрите на эти прекрасные сказочно красивые игрушки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписью

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством, познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи

- А как вы понимаете декоративно - прикладное искусство?

В каждом доме, живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно - прикладного искусства.

Прикладное - это значит то, к чему приложено умение, искусство. Например: у некоторых до сих пор может на столе стоит глиняный кувшин, наполненный молоком. Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами или с кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.

В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.

Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. (показ видеоролика глиняных игрушек)

Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками.

1. Филимоновская игрушка (по форме - утонченность, грациозность)

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники наро д выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.

2. Каргопольская игрушка (по форме - коренастость, приземистость)

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

3. Дымковская игрушка (по форме - нарядность, пышность)

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

В шахматном порядке;

В клетке между линиями.

-Ребята, обратите внимание на точки:

Между кольцами;

На кольцах;

По краю колец.

-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

4. Закрепление материала.

Задание: Определите вид игрушек, выберите из них и раскрасьте.

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа.

Постановка задачи.

– Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров (приложение 1), характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).

Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; рассказ сказки (приложение 2)

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

7. Анализ работ.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

Учитель: - Ребята вам понравились работы?

8. Итог урока.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки

9. Рефлексия.

Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? (познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

Назовите все известные вам народные игрушки?

Почему они называются народными?

По каким общим признакам мы определяем принадлежность игрушки к тому или иному промыслу? (форма, орнамент, материал)

Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

10. Домашнее задание. Составить кроссворд по народным игрушкам

Уборка рабочих мест.