Что лишнее гусь курица индюк петух. Тема недели «Домашние птицы и их детёныши. Развитие диалогической речи
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дети должны знать:

  • понятие “домашние птицы”;
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются;
  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека;
  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

  • Названия : утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
  • Признаки : красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;
  • Действия : клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Задание “Кто это?”

Покажите изображения домашних птиц ребенку и скажите: “Здесь нарисованы домашние птицы: петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка.

Вопросы:

Покажи, где утка, курица, гусь, селезень и т.д.

Покажи в том порядке, как я скажу: селезень, индюк, курица; петух, утка, гусь.

Задание “Какую пользу приносят домашние птицы?”

Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.

Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос подает:

  • “Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.
  • Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.
  • Гусь – “га-га-га” - гогочет.
  • Индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.
  • Утка – “кря-кря-кря” - крякает.

Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.

Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?

Продолжи: “Утка - ... (крякает)”, “Гусь - ...”, “Петух - ...”, “Индюк - ...”, “Курица - ...” и т.д.

Задание “Птенцы”

Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.

Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?

Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.

Задание “Родители птенцов”

Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.

Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.

Назови “родителей” всех птенцов:

  • у гусенка мама - ... (гусыня), папа - ...
  • у утенка мама - ..., папа- ...
  • у цыпленка мама - ..., папа - ...
  • у индюшонка мама - ..., папа - ...

Задание “Части тела домашних птиц”.

Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.

Например:

  • “Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На ногах – острые шпоры...”
  • “Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек...”

Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.

Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.

- “Правда или нет?”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.

Например:

  • “У утки на голове есть красивый красный гребешок”.
  • “У петуха три лапы”.
  • “У курицы на ногах перепонки”.
  • “Гусь не умеет плавать”.
  • “Петух – это водоплавающая птица”.

- “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.

Задание “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”

По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.

Курица ходит по земле, она не умеет плавать.

Петух ходит по земле, он не умеет плавать.

Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.

Задание “Что сначала, что потом?”

Расскажи, что происходит сначала, что потом?

Сначала курица сносит яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится петушком или курочкой.

Задание “Чьи перья?”

Рассмотрите с ребенком иллюстрации и расскажите ему, какие перья каким птицам принадлежат.

Например:

  • “Это перо - утиное. Его потеряла утка.”
  • “Это перо – индюшиное. Его потерял индюк.”
  • “Это перо – петушиное. Его потерял петух.”

Задание “Найди лишнюю картинку”.

Определите, какая картинка лишняя и почему.

  • “Лишняя ворона, потому что это дикая птица, а все остальные птицы – домашние.”

Задание “Прав ли Незнайка?”

- “Орёл, петух, гусь – это домашние птицы.”

(Нет, не прав. Петух и гусь – это домашние птицы, а орёл – дикая птица.)

- “Курица, голубь, индюк – это домашние птицы.”

(Нет, Незнайка сказал неправильно. Курица и индюк – это домашние птицы, а голубь – дикая птица.)

Задание “Отгадай загадку”.

Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)

Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).

Задание “Придумай загадку сам”.

Придумай загадку сам по плану:

  1. Как выглядит эта птица? (опиши её)
  2. Что она умеет делать?
  3. Как называется ее детёныш?
  4. Кто это?

Задание “Рассмотри картинку, посчитай птиц”.

Один индюк, две индюшки, три индюшонка.

Один петух, две курицы, три цыпленка.

Литература.

  1. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев “Хочу все знать. Часть 1. Мир вокруг нас”. Москва, “Владос”, 2003 г.
  2. Е.М. Косинова “Моя первая книга знаний. Упражнения для развития речи”. Москва, “Эксмо”, 2004 г.
Главная > Книга

Кто быстрее найдет?

Выкладываются картинки с изображением домашних животных и домашних птиц, зимующих птиц и домашних птиц. Дети выбирают картинки указанной группы. Убираются зимующие птицы. Скажите, каких животных не стало.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

Назовите одним словом.

Утенок, цыпленок, индюшонок и гусенок - это (птенцы).

Куры, гуси, утки и индюки - это (птицы).

Кто лишний?

Исключите одну птицу из названной группы и скажите, почему она не подходит.

куропатка, курица, рябчик, тетерев цапля, утка, гусь, лебедь курица, воробей, индюк, утка пингвиненок, цыпленок, утенок, гусенок котенок, утенок, щенок, теленок Что между ними общего?

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)

Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)

Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)

Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)

Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)

Кораблем и гусем? (Они плавают.)

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги.

Чему учит Петух маленьких Цыплят? Что говорит мама Курица Цыпленку, подошедшему к пруду? О чем рассказали Утки Курам, вернувшись с пруда? О чем беседовали Гуси с Индюками? О чем говорит Котенок с Индюком?

Сочините чистоговорки, чистоговорки-«смешинки», чистого-ворки-«страшилки».

Ух-ух-ух, на траве стоит (петух).

Ух-ух-ух, утром будит нас (петух).

Ха-ха-ха, не боюсь я (петуха).

Ух-ух-ух, залез на дерево (петух).

Ха-ха-ха, скорей снимите (петуха).

Ух-ух-ух, на нас набросился (петух).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Домашние птицы». Составьте мини-диалоги.

Почему курицу, гуся, утку и индюка называют птицами? Почему их называют домашними птицами? Какую пользу людям приносят домашние птицы? (В пищу используют мясо и яйца, а из их перьев и пуха делают подушки, одеяла, шьют куртки-пуховики.)

Чем похожи утки и гуси? Почему домашние птицы могут взлетать на небольшую высоту и пролетать лишь короткое расстояние? (У домашних птиц нет необходимости подниматься высоко, так как их корм находится на земле и в воде. У них слабые крылья и тяжелое тело.)

Почему гусей и уток называют водоплавающими птицами? Почему утки и гуси плавают, а индюки тонут в воде? (У гусей и уток на ногах есть кожистые перепонки, с помощью которых они загребают воду и плывут.) Почему у гусей и уток перья не намокают в воде? (Гуси и утки смазывают свои перышки специальным жиром.)

Где и как кормятся утки? (В водоемах утки вылавливают мелких улиток, рачков, насекомых и различные растения. Люди их кормят травой и зерном.) Зачем утке плоский и заостренный клюв? (Он помогает уткам добывать корм в воде.) Чем питаются гуси? (Зерном, травой.) Как защищают гуси своих гусят? (Они вытягивают шею и грозно шипят.)

Существует ли у птиц «язык» общения? (У каждого вида птиц свой «язык». Разными звуками они подают сигнал тревоги, сообщают о найденной пище, выражают радость и испуг.)

Откуда появляются цыплята, утята, гусята и индюшата? (Из яиц.) Что нужно для того, чтобы из яйца появился цыпленок? (Для их появления нужно тепло.) Кто согревает яйца своим теплом? Кто высиживает яйца? (На яйцах могут сидеть курица, индейка, утка и гусыня. Греть яйца своим теплом может наседка, а можно греть их электрическими лампами в инкубаторе.) Что такое инкубатор? Есть ли мама у птенцов в инкубаторах? Может ли курица стать мамой утят? (Курица может высиживать утиные яйца, и маленьких утят она принимает за своих детей.) Кто помогает цыплятам вылезти из скорлупки? (Они вылезают сами. Сначала пробивают маленькую дырочку в скорлупке, потом наклевывают ее в середине и скорлупка трескается.)

Смогут ли домашние птицы выжить без помощи человека? (Нет, не смогут, они погибнут от холода и голода.) Как человек заботится о домашних птицах? (Строит для них специальное жилье, устраивает кормушки и поилки.) Как люди относятся к домашним птицам? Существуют ли враги у домашних птиц? (Да, это хорек, ястреб, коршун, а иногда даже кошка может напасть на цыплят.) Как взрослые птицы защищают своих птенцов? (Они посылают сигнал тревоги, чтобы птенцы смогли быстрее спрятаться, а потом нападают на врага.)

Что обозначают эти слова: курятник, птичник, птицеферма и птицефабрика? Как называется профессия женщины, ухаживающей за птицами? (Птичница.)

Почему посуду назвали утятница и гусятница? Что можно приготовить в гусятнице и утятнице? Что можно приготовить из мяса птицы? Что можно приготовить из яиц?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторяйте рифму. Расскажите, о чем идет речь в стихотворениях.

ПОТЕШКИ

Идет петушок,

Красный гребешок,

Хвост - узорами,

Сапоги со шпорами,

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Своих деток подзывает:

Куд-куда! Куд-куда!

Двойная бородка,

Частая походка.

Рано утром встает,

Красны песенки поет.

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка.

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

ПЕТУХ

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке - гребешок,

Вот какой он, петушок!

Г. Бойко

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ

Рано утром-утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.

Уж она их учит-учит!

Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд.

Хоть сыночек не велик,

Не велик,

Мама трусить не велит,

Не велит.

Плыви, плыви, утеныш,

Не бойся, не утонешь.

А Барто

НЕДОВОЛЬНЫЕ КУРЫ

Квохчут куры: «Ко-ко-ко!

Нам живется нелегко,

За ворота не шагнуть,

В огород не заглянуть!

Пуще глаза бережет

Наш хозяин огород,

Не пускает нас на грядки

К червякам и мушкам сладким».

О. Александрова

КУРИНАЯ МУДРОСТЬ

Учила наседка драчливых цыплят:

«Кончайте клеваться, кому говорят!

Кто много клюется, тот мало клюет,

Кто мало клюет, тот почти не растет,

Кто плохо растет, тот бессилен и худ.

Кто худ и бессилен, того заклюют!»

В. Берестов

ЦЫПЛЕНОК

Не хочу один клеваться!

Пусть скорей приходят братья!

Где ж они? - Под старой липой!

Как зовут их? - Цыпа-цыпа!

Т. Виеру

ЦЫПЛЯЧИЙ ДОМ

Коршун в небе!

Вот беда.

Где цыплят мы спрячем?

За цыплятами всегда

Ходит дом цыплячий.

Этот дом на курьих ножках

Позаботится о крошках.

Г. Глушнев

СКОЛЬКО БЫЛО УТЯТ В СТАЕ?

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Порезвиться, поплескаться.

Первый среди них - вожак Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»

У трех других утят

Спинки желтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Еще двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Г. Утробин

ГУСИ

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Надевайте тапки!

Надевайте тапки,

Берегите лапки!

Е. Авдиенко

БЕЛЫЕ ГУСИ

Белые гуси к ручейку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси:

Га-га-га!

Н. Клокова

ПЕТУХ

Ку-ка-ре-ку!

Гордой поступью хожу,

За собой подруг вожу.

А усядусь на забор Вижу сразу целый двор.

Шпору шпорой поточу,

На цыпляток поворчу.

Распушу свой гребешок Вот какой я, петушок!

Всей известно детворе:

Я - хозяин на дворе!

Ку-ка-ре-ку!

Б. Стоянов

ГУСИ

Наступили холода,

Листья облетают.

Ну а гуси у пруда

Босиком гуляют.

Как бы вы не заболели Вон как лапы покраснели.

В. Степанов

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

(Петух)

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он - забияка,

Поутру - часы.

(Петух)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица-наседка)

Надуется, натужится,

Начнет болтать,

По-чудному лопотать.

(Индюк)

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький.

(Курица)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

(Петушок)

Явился в желтой шубке.

Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

(Гусь)

Шагает вперевалочку,

Крякает, ныряет,

В водной тине

Корм себе добывает.

(Утка)

ПТИЦЫ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

перелетные птицы

ласточка

жаворонок

трясогузка

околоводные птицы

песчанка

морские птицы

альбатрос

буревестник

поморник

зимующие птицы

куропатка

поползень

свиристель

белая сова

нелетающие птицы

хищные птицы

тетеревятник

сокол-орлан

перепелятник

части тела

перепонка

место обитания

кустарник

тростник

гоготанье (гусь)

крик (змееяд, орлан)

рев (пеликан)

карканье (ворона,

кряканье (утка)

пение (соловей)

свист (бородач)

курлыканье (журавль)

щебет (чечетка)

трели (соловей)

чириканье (воробей)

стрекотанье (сорока)

насекомые

гусеницы

мелкие грызуны

лемминги

прочие слова

скопление

миграция

постройка

скорлупа

высиживание

выкармливание

воспитание

плавание

приспособление

выживание

вымирание

исчезновение

опасение

спасение

кольцевание

орнитология

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

пернатый

крылатый

городской

деревенский

бархатный

красочный

прожорливый

суетливый

медлительный

беспомощный

пугливый

крикливый

драчливый

проворный

неугомонный

воробьиный

грачиный

ласточкин

страусиный

журавлиный

канареечный

взмывать

взмахивать

скользить

обрастать

покрываться

устраивать

устилать

высиживать

согревать

щебетать

чирикать

стрекотать

ворковать

курлыкать

замаскироваться

приспособиться

проклюнуться

вылупиться

выкормить

покинуть

подпрыгнуть

ПРИЧАСТИЕ

зимующий

кочующий

нелетающий

странствующий

планирующий

размахивающий

покинувший

ныряющий

плывущий

гнездящийся

высиживающий

распустивший

воркующий

звенящий

неутомимо

неподвижно

стремительно

https://pandia.ru/text/78/489/images/image005_75.gif" alt="Домашние птицы" width="571" height="99"> Занимаемся по теме:

Знает ли Ваш ребенок о том, что:

Птица - это живое существо, тело которого покрыто оперением ;

Бывают дикие и домашние птицы?

Все птицы раньше были дикие, а человек их приручил из – за пользы, приносимой ими;

Домашними называют птиц потому, что они живут рядом с человеком, он заботится о них (строит жилище, кормит, ухаживает за птенцами), а птицы приносят человеку за это пользу: дают яйца, мясо и перо;

Птицы передвигаются с помощью ног (ходят и плавают) и крыльев;

Домашние птицы не умеют летать так, как дикие птицы, потому, что человек специально выращивает крупных птиц, для больших яиц и мяса. Птицам трудно летать, да им и не хочется – они привыкли к человеку и его заботе.

Размножаются птицы путем откладывания яиц (лишь через 30-40 дней из них вылупятся птенцы)

Расскажите ребенку о том, что:

Водоросль" href="/text/category/vodoroslmz/" rel="bookmark">водоросли .

Люди вывели много пород домашних птиц.

Есть птицы для красоты, для пера, для крупных

яиц, для мяса.

Закрепляем полученные знания в игре:

«Назови лишнее»

Предлагаем ребенку выделить лишнее понятие и объяснить его:

Курица, индюк, ворона , утка;

Петух, селезень, индюк, гусыня ;

Цыпленок, гусь , утенок, индюшонок…

«Скажи ласково»

Петух – петушок, курица – курочка, яйцо -…, крыло…, гнездо - …

«Кто где живет?»

Необходимо назвать жилище домашних птиц:

Куры живут в курятнике, гуси – в гусятнике, утки – в утятнике,

индюки – в индюшатнике, разные птицы живут на птичьем дворе.

«Сосчитай до пяти»

Считаем птиц до пяти:

один индюк, два индюка, три…пять индюков;

одна утка,…..пять уток ;

усложняем:

один маленький цыпленок, ...пять маленьких цыплят ;

один красивый селезень, …пять красивых селезней.

Гуси были одомашнены более четырех тысяч лет назад?

Дикие гуси откладывают одну кладку яиц по 4 – 10 штук, а домашние это делают регулярно 6 – 8 месяцев в году и приносят за это время 30 – 40 штук яиц?

Дикий гусь весит 5 -6 кг, а домашний – 12 и более кг?

Гусей научили пропалывать хлопчатник, они справляются не хуже людей?

Гусей рисовали на гробницах в Фивах, в Древней Греции?

Перо гусей использовали для письма? (даже папирусов в 1400 г до н. э.)

Индеек одомашнили индейцы племени Майя?

Индюшат надо учить есть – они самостоятельно этого не делают?

Индейки ужасные паникеры? При малейшей опасности несутся в страхе куда глаза глядят.

Самая большая индюшка была выведена в Америке и весила она 32 кг?

Индюшка откладывает в год до 100 яиц?

Кур одомашнили 5 тыс. лет назад;

Куры были разменной монетой в Древней Греции и Риме?

Петухи предупреждают людей об опасности?

В Индии куры – священные существа?

Существует около 100 пород кур?

Рекорд откладывания яиц принадлежит курам – 365 шт. в год!

Домашние утки произошли от кряквы?

Одомашнили уток 3 тыс. лет назад?

Утки могут весить до 7 кг?

Даже в нашей стране такие птицы как: перепела, цесарки и страусы очень хорошо привыкают к неволе и отлично ладят с людьми. Эти птицы тоже приносят яйца, мясо. Продукты пользуются большим спросом из – за своих питательных качеств.

Аппликация" href="/text/category/applikatciya/" rel="bookmark">аппликацию (мозаика), после высыхания кусочков скорлупы, наклеенной на бумагу надо нарисовать на ней картинку и покрыть лаком. Это будет не только красиво, но и долговечно.

Уважаемые родители!

Помните, что время давать ребенку радость повседневного общения с Вами уже настало! Не экономьте на силах, времени и заботе. Вам это воздастся.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, насест, несушка, наседка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.

ГЛАГОЛЫ: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:

1. КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?
Курица - кудахчет, квохчет
Петух - кукарекает
Гуси - гогочут
Утки - крякают…

2. СОБЕРИ СЕМЬЮ.
Петух - курица - цыплята.
Утка - селезень - утята.
Гусь - гусыня - гусята.
Индюк - индюшка - индюшата.

3. ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?
Перо (чье?) - куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) - куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) - утиные, индюшачьи…

4. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто детеныши?
Чем питается?
Какую пользу приносит?

5. СРАВНИВАТЬ ДВУХ ПТИЦ.
Какие сходства и отличия (по плану описания).

Уважаемые родители!

Рассмотрите с детьми картинки с изображениями домашних птиц: петуха, курицы, утки, гуся, индюка. Дети должны уметь их показывать и называть.

Объясните: человек держит этих птиц возле своего дома в специальных домиках; они называются домашние птицы; домашние птицы приносят пользу человеку: дают мясо, яйца, перья; человек ухаживает за ними: кормит зерном, поит водой.

Выучите:
- какие части тела у птиц: голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, ноги; гребешок, бородка, шпоры (у петуха);
- кто как голос подает: петух - кукарекает ("ку-ка-ре-ку"); курица - кудахчет ("куд-кудах"); утка - крякает ("кря-кря"); гусь - гогочет ("га-га-га"); индюк - болбочет ("бл-бл-бл");
- названия детёнышей домашних птиц: у курицы - цыплёнок, цыплята; у утки - утёнок, утята; у гуся - гусёнок, гусята; у индюка - индюшонок, индюшата.

Предложите ребёнку поиграть в игру "Назови ласково" со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.

Выучите загадку о любой домашней птице:

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Отгадай загадку!

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу.
(Петух)

Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Цыпленок)

Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

Катится бочка, нет в ней не сучочка.
(Яйцо)

Пальчиковая гимнастика “Курочка”

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем руками по коленям)
А за ней ребятки – желтые цыплятки
(шагаем пальчиками по столу)
Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите
(загребаем ручками),
Зернышки ищите.
(клюем пальчиками зернышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем руками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьем)

Дидактическа игра "Кто как кричит?"

Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балбочет.

«Назови родителей!»

У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.

«Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
ииндюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.

«Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.

Физминутка “Индюк”

Ходит по двору индюк (Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился.
Сгоряча затопал, (Потопать ногами)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (Сцепить округленные руки перед грудью)
Или медный самовар,
Затряс бородою (Помотать головой)
Понесся стрелою. (Бег на месте)

«Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.

Игра “Что не так?”

Кошка мычала на диване.
Собака лает на своих.
Лошадь дает яйца.
Коза клюёт молоко.

“Какое слово самое короткое?”

Собака, кот, корова, коза.
Петух, индюк, гусь, курица.

Игра “Что общего и чем отличаются?”

Синица и гусь.
Курица и утка.

Для домашнего чтения:

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!

Цыплята

Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнованна она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.

Утята и цыплята
(Отрывок)
Мама-курица важно шла по двору и вела своих цыплят. Шла неторопливо, потому что цыплята то и дело находили еду и останавливались, чтобы склюнуть червячка или семечко.
А навстречу шла мама-утка. Шла быстро, а утята так же быстро бежали за ней. Они не останавливались и не обращали внимания на червяков и семена растений, не обращали внимания на крошки хлеба и зернышки. Удивились цыплята, хотели даже спросить, куда это так спешат утята, но не успели: мама-утка пролезла в щель забора, и утята – за ней.
Самый любопытный цыпленок решил все-таки посмотреть, что же там, за забором, и куда торопились утята. Выглянул он – и даже клювик открыл от удивления. За забором был пруд, а по этому пруду плавали утята. Плавали – и то и дело опускали в воду головки. А когда поднимали – у них в клювах что-то было. Значит, в воде они находят еду! Но самое интересное – не это. Ведь утятам тоже был один или два дня от роду. А вот они не только бегать уже умели, но и плавать очень хорошо.
По Ю. Дмитриеву

Почему Петух кричит трижды в ночь
(Сказка)
В старину у Петуха хвост был самый красивый, а Павлин ходил кургузый. Был у него хвост, да так – не хвост, а одно недоразумение. Завидовал Павлин Петуху.
Вот однажды пришел Павлин к Петуху и говорит:
– Петух, а Петух! Одолжи мне свой хвост, а то мне в гости идти нужно, так охота принарядиться.
– Да что ты, – говорит Петух, – разве хвост одалживают?
– Да ведь я отдам! – говорит Павлин.
– А когда отдашь?
– Да как из гостей приду. Может, вечером, может, в полночь, а то и до утра прогуляю.
Отдал ему Петух свой хвост. Павлин расфуфырился и был таков!
Сидит Петух без хвоста и ждет, когда Павлин из гостей вернется. Вот и вечер наступил, а Павлина все нет.
Вскочил Петух на забор и запел: “Ку-ка-ре-ку!”
Не идет Павлин. Глядь – полночь настала, темень – хоть глаза выколи. “Эх, – думает Петух, – как бы Павлин не заблудился”. Вскочил Петька и давай кукарекать. Кричал, кричал – нет, не идет Павлин. Опять задремал Петух, да не спится ему – хвост жалко. Вскочил Петух на рассвете. Опять закричал Петька:
– Ку-ка-ре-ку! Павлинушка! Иди сюда!
А какое там “сюда”! Павлин за ночь до самой Индии добежал, да там и поселился. Поминай его как звали.
Много лет прошло, много воды утекло, уж и хвост новый у Петуха вырос, а он все никак не может успокоиться.
Вот и кричит он с тех пор каждую ночь трижды – как знать, может, и вернет Павлин старый Петькин хвост.

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,
“Хаврошечка”,
“Зимовье”,
“Полкан и медведь”,
“Бычок-черный бочок, белые копытца”,
“Бременские музыканты”,
“Три поросенка”,
“Петушок– золотой гребешок”.
“Соломенный бычок – смоляной бочок”.
Н. Носов. “Живая шляпа”.