Чем отличается указания и распоряжения от приказов. Общие правила ведения документооборота. Оформление руководителя на работу

Чем отличается приказ от распоряжения , законодательная практика не говорит — более того, эти термины в нормативно-правовых актах используются как синонимы. Тем не менее существуют сформировавшиеся в процессе делопроизводства различия как в форме, так и в содержании этих документов.

Что такое приказ и распоряжение

Приказ и распоряжение — это локальные правовые акты (ЛПА), издаваемые руководящим составом юридического лица, государственного органа или административного субъекта. Приказ и распоряжение представляют собой задокументированное решение руководящих работников по организационным, оперативным, кадровым и иным вопросам деятельности организации.

Важно! Оба этих документа имеют область применения, ограниченную юрисдикцией того субъекта, руководитель которого их подписал.

И приказ, и распоряжение регламентируют, как правило, внутреннюю работу субъекта, однако могут затрагивать взаимоотношения с другими субъектами права в той мере, в какой это касается выполнения обязанностей сотрудников, ответственных за исполнение приказа или распоряжения.

Чем отличается приказ от распоряжения

В отличие от норм законодательства в практике документооборота решения, которые оформляются приказами и распоряжениями, имеют отличия. Существуют неофициальные правила определения ситуаций, в которых составляются приказ или распоряжение. Итак, чем отличается распоряжение от приказа?

Распоряжение

Приказ

Срок действия

Короткий

Длительный

Условие прекращения действия

Действительно до момента исполнения

Действителен до отмены

Подписант

Руководитель субъекта, руководители филиалов, подразделений и отделов

Руководитель субъекта

Возможность внесения изменений

Как правило, переиздаются

Можно вносить изменения

Круг решаемых вопросов

Оперативные вопросы

Правовые отношения

Рассмотрим различия между приказом и распоряжением по порядку.

Скачать форму приказа

Приказ — это ЛПА, формирующий основу для правоотношений, поэтому имеет, как правило, длительный срок действия, не ограниченный наступлением какого-либо события. В качестве примера можно привести приказ о назначении сотрудника на работу. Кроме того, при необходимости в приказы могут быть внесены изменения.

Распоряжение — это документ оперативного порядка, и действует оно до момента исполнения решения, которое легло в основу документа. Примером может служить распоряжение о создании рабочей группы, которая действует до решения порученного ей вопроса.

Издавать приказы, как правило, имеет право директор субъекта, который распоряжением может дать временное или постоянное право подписания приказов своему заместителю или ряду должностных лиц организации. Перечень лиц, уполномоченных издавать распоряжения, гораздо шире.

Самое же большое различие между распоряжением и приказом заключается в круге решаемых вопросов. Если приказ является основой для начала или изменения правоотношений, то распоряжение — это решение оперативных вопросов, вытекающих из существующих правоотношений, в том числе установленных приказом.

Проиллюстрировать это можно на следующих примерах:

Различия в приказе и распоряжении

Приказ о приеме сотрудника на работу

Распоряжение о возложении обязанностей на сотрудника на время отпуска

Приказ об утверждении положения об учетной политике

Распоряжение о проведении инвентаризации

Приказ об утверждении типовой должностной инструкции

Распоряжение о внесении изменений в должностные инструкции в связи с изменением наименования должностей

Кроме перечисленных выше, существуют отличия по форме составления документов. Распоряжения, как правило, не имеют заголовков, а начинаются словами «распоряжаюсь» или «обязываю». Приказы имеют заголовок («Приказ»), распорядительная часть этого документа начинается со слова «приказываю».

Хозяйствующий субъект вправе как вносить изменения в типовую форму приказа и распоряжения, так и утверждать типовые формы самостоятельно.

Нормативные документы, регламентирующие документооборот

Определение приказа (распоряжения) приводится в ряде нормативных документов, изданных Федеральной архивной службой. Следует отметить, что существующие нормативные акты используют эти термины как синонимы, хотя и описывают различия, которые имеются в их составлении.

Важно! В правовом поле принципиальных различий между приказом и распоряжением нет.

Требования к оформлению приказов и распоряжений приведены в ведомственных нормативно-правовых актах, но в целом они практически идентичны.

Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты:

1) указы Президента РФ – нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.;

2) распоряжения Президента РФ – акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационными кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений. Указы и распоряжения Президента РФ имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ, и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти и РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться Федеральным Собранием, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ. Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Официальное опубликование – это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания. Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ как орган исполнительной власти России. Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие; прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.

39. Приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

40. Приказание - форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба (заместителем командира воинской части) от имени командира воинской части, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военным комендантом гарнизона) от имени начальника гарнизона.

(см. текст в предыдущей редакции)

41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: "Есть" - и затем выполняет его.

При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, - обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.

Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.

О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В чем разница между указанием и распоряжением? Делопроизводитель, г. Брянск

В чем разница между указанием и распоряжением?

Делопроизводитель, г. Брянск

Прежде всего, о том, что общего. Общее то, что это распорядительные документы. Указания издают не все организации. Состав распорядительных документов, издаваемых организацией, определяется уставом организации или положением о ней (или федеральным законом, если это Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и др.). Как правило, в организации издаются приказы, или приказы и распоряжения, или приказы и указания. Кроме того, указания, как и распоряжения, могут издаваться руководителями самостоятельных структурных подразделений (департаментов, управлений), если им это право предоставлено.

Отличие указания и распоряжения от приказа заключается в том, что приказы издаются по наиболее важным и принципиальным вопросам деятельности, а распоряжения и указания – по вопросам частного характера, а также в целях регулирования внутренней деятельности органа власти или организации.

Если не вдаваться в детали, можно сказать, что в тех организациях, где используются модели документирования «приказ – распоряжение», «приказ – указание», принципиальной разницы между указаниями и распоряжениями нет. И указания, и распоряжения издаются в целях реализации норм, правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, а также в целях организации внутренней деятельности органа власти или организации.

Но необходимо отметить, что в настоящее время указание вытесняется из системы организационно-распорядительной документации. Если 15-20 лет назад указания издавались многими федеральными органами государственной власти, имеющими сеть подведомственных территориальных органов, то в настоящее время указания продолжают издавать лишь отдельные органы государственной власти. Связано это было с тем, что после административной реформы руководители федеральных органов исполнительной власти получили право издавать только приказы.

Несколько иная ситуация в государственных и негосударственных организациях. В крупных организациях, имеющих сложную структуру, большую численность, система распорядительных документов может быть выстроена следующим образом:

руководитель издает приказы и распоряжения, заместители руководителя – распоряжения, руководители самостоятельных структурных подразделений – указания.

В данном случае можно говорить, что вид распорядительного документа привязан к определенному уровню управления (уровню принятия решения).

Тем не менее, всегда нужно исходить из того, что установлено учредительными документами.

Чем приказ и распоряжение отличаются друг от друга?

Руководителю предприятия не обойтись в своей деятельности без определенных рычагов управления , регулирующих деятельность компании.

Основными методами воздействия в данном случае являются распорядительные документы предприятия. Чаще всего используются два вида распорядительных документов: приказ и распоряжение, однако в чем их разница?

Определение терминов и отличие понятий

Приказ – это правовой акт, составляемый единолично руководителем и регулирующий основную деятельность предприятия . Касается широкого круга лиц, чаще всего, всех работников.

Приказ составляется с целью решить какую-либо основную задачу, стоящую перед организацией.

Распоряжение – это правовой акт, который может создаваться как непосредственно директором предприятия, так и руководителями структурных подразделений .

Многие предприниматели предлагают своим сотрудникам сдельную оплату труда. Полезная информация на эту тему .

Распоряжение касается решения текущих вопросов деятельности организации. Этот правовой акт может давать указание на доведение приказа до подчиненных.

Приказ и распоряжение имеют свою силу только в пределах юрисдикции того предприятия, филиала или структурного подразделения, глава которого подписал эти документы. То есть приказ о выходе на работу в выходной день всех сотрудников одного предприятия не распространяется на сотрудников другого предприятия .


Виды распорядительных документов.

Распорядительные документы вступают в свою законную силу после их утверждения руководителем фирмы. Или, непосредственно, с даты, указанной в самом документе.

Хотите открыть свой бизнес? Будет намного легче приобрести франшизу, чем создавать компанию с нуля. Информация о по ссылке.

Приказ не имеет своей силы без подписи уполномоченного на то лица (чаще всего директора).

Приказом утверждаются нормативные акты предприятия , перечни, списки лиц, имеющих право на что-либо (например, право подписи определенных документов), штатные расписания, прайс-листы, номенклатуры, стратегические планы развития предприятия и т.д.

Приказами также утверждаются списки комиссий для проведения инвентаризаций , списания основных средств предприятия, создание и расформирование определенных рабочих групп.

Приказами отменяется производство одних видов продукции и вводится производство других, утверждаются поставки некоторых материалов и сырья и т.д.

Для решения текущих, оперативных вопросов, возникающих перед предприятием, создается распоряжение . Этот нормативный акт касается только определенных, узких вопросов , которые необходимо разрешить для достижения основных целей предприятия.

Распоряжение касается небольшого, круга лиц, способных решить поставленную задачу и прекращает свое действие после их решения. Например, приказом было утверждено создание нового производственного участка.

Следовательно, в распоряжении будет решаться вопрос о закупке нового производственного оборудования и кадровой подготовке производственного помещения. Если привести пример – разница между понятиями видна сразу.


Классификация приказов и распоряжений на предприятии

Приказы и распоряжения подразделяются:

  1. Приказы по основной деятельности:

– об изменении и утверждении структуры предприятия;

об изменении штатной численности предприятия;

– об инвентаризации имущества;

– о создании структурных подразделений, комиссий;

об организации расследования несчастных случаев и др.

  1. Административно-хозяйственные:

– о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка;

– о выдаче разовых пропусков на территорию предприятия;

о приобретении хозяйственного имущества;

– об организации общей и противопожарной охраны;

– об эксплуатации зданий и сооружений и др.

  1. Приказы по личному составу:

– о приеме на работу;

об увольнении;

– о поощрении, премировании;

о проведении аттестации работников;

– о предоставлении отпусков и др.

Текстовая часть приказа состоит из распорядительной и констатирующей частей. В констатирующей части часто излагаются факты, события, выводы, задачи, которые послужили основанием для создания приказа.

Ни распоряжение, ни приказ не могут противоречить законодательству, каких бы вопросов они не касались.

Чем отличаются приказ и распоряжение, в чем разница между этими документами?

Хотя в законодательстве понятия «приказа» и «распоряжения» практически равнозначны, тем не менее, они отличаются:

  • Приказ подразумевает неукоснительное и беспрекословное выполнение , распоряжение же носит рекомендательный характер для решения оперативных задач;
  • Распоряжение, в отличие от приказа, не имеет правовой нормы;
  • Приказ создает долгосрочные правовые отношения , а распоряжение решает текущие вопросы , которые постоянно возникают в результате деятельности предприятия;
  • Приказы издаются руководителем фирмы , тогда как распоряжения могут издавать его заместители – руководители структурных подразделений;
  • Распоряжения не противоречат приказам руководителя предприятия . Чтобы издаваемые распоряжения не вступали в противоречие с приказами руководителя, необходимо:

– создать согласованность в структуре предприятия и строгую иерархию;

– обеспечить правильное хранение и регистрацию документов ;

– четко доводить до ответственных лиц, поставленные перед ними цели и задачи .

  • Распоряжение действует в течение ограниченного времени , за которое необходимо решить ту или иную задачу. Приказ же действует или постоянно, или до того момента, когда будут достигнуты все поставленные в нем цели.

Граница между понятиями «приказ» и «распоряжение» очень тонка. Все же разница есть, нужно усвоить главное: приказ является единоличным решением руководителя, нацеленным на достижение общих целей и решение общих задач предприятия, тогда как распоряжение – это коллегиальное решение руководства, направленное на разрешение сиюминутных возникающих перед предприятием задач.

О том как правильно регистрировать приказы смотрите в данном видео: