Чем отличается маркетинг и реклама друг от друга. Большая разница: чем отличается маркетинг от рекламы Разница между рекламой и маркетингом

Многие люди не видят особой разницы между маркетингом и рекламой. Но она все-таки есть. Эти понятия отличаются друг от друга, и это необходимо знать людям, которые хоть как-то связаны с миром бизнеса. Понятие маркетинга включает в себя все действия, связанные с торговлей, начиная от приобретения сырья до выпуска товара на рынок и продажи. Принципы маркетинга важны на всех стадиях разработки и продвижения продукта. Также целью маркетинга является анализ спроса и прогнозирование прибылей и издержек. Реклама – это часть деятельности в области маркетинга. Другими словами, это подраздел маркетинга. Реклама – это создание кампаний по продвижения товара с помощью СМИ, представление продукта на рынке для максимизации прибыли.
Говоря о разнице между маркетингом и рекламой, нужно понять их основное различие. Маркетинг отвечает за хорошее качество услуг или товаров, которые получает потребитель. С другой стороны, реклама нам нужно для того, чтобы заявить о компании и предлагаемом товаре. Реклама размещается в газетах, журналах, письмах, на баннерах, в интернете и всеми другими возможными способами достучаться до целевой аудитории.
Маркетинг также отличается от реализации товара. Реализация или сбыт – это просто обмен товаров на деньги. С другой стороны, маркетинг нужен для того, чтобы потребитель был полностью доволен купленным товаром или полученной услугой и хотел снова обратиться к компании. Маркетинг помогает компании создать имидж на рынке, так как реклама сама по себе не может этого обеспечить сполна. Брендинг (продвижение торговой марки) – это создание привлекательного товара из существующего продукта.
Маркетинг – это более долгосрочный процесс, чем реклама. Если продукт еще не готов, то нечего и рекламировать. Процесс маркетинга начинается с создания идеи бизнеса. Следовательно, рекламу можно назвать одной из последних стадий в процессе маркетинга. В принципе, маркетинг может длиться столько же, сколько живет и работает компания, ведь это непрерывный цикл действий, благодаря которому продажи и прибыль бизнеса не только не падает, но и растет. Маркетологи анализируют продажи, ошибки бизнеса, прогнозируют прибыли и поддерживают жизнь компании. Реклама же может оказаться ненужной или необходимой в цикле жизни компании. Некоторые компании рекламируют себя только в начале бизнеса, другие при возникновении трудностей, а третьи никогда не прекращают процесс рекламы. Чтобы достичь той стадии, когда реклама не нужна совсем, нужно много работать и вкладывать деньги и силы. Впрочем, и самые известные бренды не пренебрегают рекламой.
Реклама помогает наладить связь между компанией и клиентами. Она создает образ товара в умах потребителей, объясняя им достоинства продукта и его преимущества перед другими. Маркетинг не менее и порой даже более важен для успеха бизнеса.

Начнём с маркетинга.
Маркетинг можно описать как совокупность действий и мероприятий, направленных на удержание и приобретение партнёров и клиентов.
Есть ещё широкое определение маркетинга авторства Реджиса Маккены: «Маркетинг – это всё, и всё – это маркетинг». Действительно, даже в том, какие слова вы говорите официанту/повару в ресторане содержится немного маркетинга, и наоборот. Почему-то часто помнят лишь об одной стороне.
Т.е. маркетинг является всеобъемлющим понятием.

  1. «Реклама делается за деньги, а PR – по любви». Почему? Реклама кричит «Купи меня, я отличное решение твоей боли!» А PR ничего не кричит – он знает, что действия значат больше, чем слова, и имидж, выстроенный годами кропотливой работы, позволит сделать правильный выбор;
  2. «Реклама – тактика, PR – стратегия». Почему? Как я уже написал, PR формирует имидж компании, а реклама просто вбивает месседж в голову. И если это сделано довольно посредственно, то как только пропадёт реклама, пропадут и продажи. А грамотный PR обеспечивает постоянные продажи;
  3. Одна из забавных заметок: «Если вы являетесь профессионалом в области связей с общественностью, то вы никогда не объясните своей бабушке, чем вы занимаетесь на работе. Вот если бы вы снимали рекламу – всё было бы куда проще и нагляднее».
    В общем, маркетинг = реклама + PR + ворох других ключевых идей и направлений.

Самое краткое и точное определение, которое мне очень нравится:

  • реклама - это когда ты говоришь "я классный, купите у меня"
  • PR - когда про тебя говорят, что ты классный, поэтому хотят у тебя купить.
    А маркетинг - это сфера, включающая и рекламу, и PR. Это его инструменты, чтобы сформировать/ поддерживать / наращивать спрос на товары и услуги.

Несмотря на то, что определений каждому из этих понятий существует великое множество, попробуем найти у них общие черты и понять различия. Итак, маркетинг - это управление процессами сбыта с помощью исследований и анализа рынка и производства, на основе которых принимаются стратегические решения по планированию товарного ассортимента, ценообразованию, применению маркетинговых коммуникаций (рекламы, PR, стимулирования розничной торговли и потребителей), организации обслуживания клиентов и работы торгово-коммерческого персонала.

Федеральный закон «О рекламе» гласит, что реклама это - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

PR (русские варианты - пиар, ПР; от public relations - связи с общественностью) - это управление коммуникациями организации (публичной личности) с её окружением (общественностью, властными структурами, целевой аудиторией и т.п.) с целью наладить устойчивые связи, доверие и взаимопонимание.

Как видно из определений - реклама и PR являются составной частью маркетинг-менеджмента. На практике в России, особенно в провинции, в небольших организациях, не ставящих своей целью выход на массового потребителя в национальном и уж тем более мировом масштабе, руководители самонадеянно берут на себя управленческие функции маркетинга, оставляя специалисту по рекламе (или связям с общественностью) лишь коммуникативную составляющую. Об исследованиях и аналитике в таких организациях, как правило, даже не задумываются, специалист-маркетолог не допускается к процессу формирования ассортимента и ценообразованию, а вынужден «продвигать то, что есть», по сути занимаясь исключительно PR и рекламой. Некоторые особо одаренные боссы, прочитав несколько книжек, например, по психологии продаж считают, что только руководитель может устанавливать благоприятные связи с общественностью и не допускают специалиста по рекламе к PR-сфере. Другие, изучив литературу по рекламе и основываясь на личных вкусах и предпочтениях, пытаются заниматься продвижением своей продукции в масс-медиа самостоятельно, напрочь отвергая и PR, и маркетинг в целом.