Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций. Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации


Вместе с тем деятельности предприятий часто сопут­ствует выполнение отдельных функций, характерных для учреж­дений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характер­ную для предприятий (например, в научно-исследовательских уч­реждениях часто функционируют экспериментальные и другие за­воды, различные производственные подразделения). В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113)

Чем организация отличается от учреждения

В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована.

Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать этим целям.

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично -ст.

120 ГК РФ. а Организация — может быть как коммерческой, т.е. с полученим прибыли. как юр.лицо (Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде — ст. 48 ГК РФ, В этом случае «образовательное учреждение» может вести предусмотренную его уставом предпринимательскую деятельность, в том числе заниматься реализацией и сдачей в аренду своего имущества; оказывать платные образовательные услуги и др.

Учреждение функционирует на основе устава.

В нем должны содержаться сведения о наименовании и месте нахождения учреждения, предмете и целях деятельности, порядке управления, источниках формирования имущества и др.

Собственник учреждения обязан финансировать учреждение полностью или частично.

Поскольку органам государственной власти запрещено вести деятельность, приносящую доход, то финансирование таких учреждений должно полностью осуществляться за счет соответствующего бюджета.

Учреждение (организация) это

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А.

А. Корнеева». «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Чем отличается организация от предприятия: практический аспект

Давайте для расширения кругозора пройдёмся ещё.

Итак, субъекты экономической деятельности могут принимать различные организационные формы (технические предприятия, общество с ограниченной ответственностью) и действуют в строго определённом секторе. Тогда как объединения присутствуют везде, где есть хотя бы два человека.

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели?

По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Разница между учреждением и организацией

Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным.

Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

по теме : «Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации. Общественные объединения»

Вступительная часть

1. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций.

2. Административно-правовой статус общественных объединений.

Заключительная часть

Литература:

Основная

1. Конституция Российской Федерации. -М., 1993, гл. гл. 4,6,8.

2. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть 1. -М., 1996, с.67-79.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. -М., 1996, с. 122-163; 1997, с. 128-173.

4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник. -М., 1996, с.42-53.

5. Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие. -М., 1995, с.39-48.

6. Агапов А.Б. Федеральное административное право России. Курс лекций. -М., 1997, с.50-53.

Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. Альбом схем. -М., 1996, с. 21-23.

II. Дополнительная

1. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве Российской Федерации” В ред от 06.02.1995г.. //Ведомости, 1992, №6, ст.243.с изм.

Вопрос 1. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий, учреждений и других некоммерческих организаций

К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на государственные: муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе сметанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.

К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, тахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплутационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью иди частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти -- министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); по характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяются учреждения:

Образования (школы, высшие учебные заведения и др.): -- науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.);

Культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); -- здравоохранения (больницы, поликлиники и др.); -- социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждения и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Административно-правовой статуе предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих. функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций независимо от форм собственности, устанавливают:

Общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

Государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций;

Порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

Общеобязательный.порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.

Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями вышеуказанного законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. В частности, могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом.

Административно-правовой статус государственных и адми-нистративно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности.

К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства. Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.

Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных предприятий.

Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, кото-рый утверждается его учредителями (участниками).

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации подлежат государственной регистрации. Данные регистрации включаются в единый государственный реестр.

Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации, а также уклонение компетентного органа от производства регистрации могут быть обжалованы в суд.

Предприятие, учреждение и иная некоммерческая организация считаются созданными с момента государственной регистрации. Их ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, проти-воречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Предприятия, учреждения могут быть ликвидированы в случае признания их банкротами.

В установленных законодательством случаях прекращение деятельности предприятия, учреждения производится по согласованию с местными органами самоуправления и антимонопольными органами.

Гарантиями самостоятельности предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций являются: запрет на вмешательство органов государства в их деятельность за исключением случаев, предусмотренных законом; право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке. Неправомерные действия или незаконные акты государственных органов, в том числе и органов исполнительной власти, могут быть обжалованы в прокуратуру, суд или арбитражный суд.

Вместе с тем предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами юридической ответственности, в том числе административной. В частности, они несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства, за несоблюдение правил и сроков представления статистической отчетности и другие административные правонарушения.

Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий и учреждений (бухгалтерий, юридических и иных служб, отделов и управлений) определяется нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, а также актами руководителей предприятий и учреждений.

Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и законами о потребительской кооперации, уставом потребительского кооператива. Устав должен содержать: наименование потребительского кооператива, указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооперация», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

Правовое положение фонда, порядок управления и порядок формирования его органов определяются уставом фонда, утверждаемым учредителями. Устав должен содержать: наименование фонда, сведения о цели фонда, указание об органах фонда, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества в случае его ликвидации. Устав фонда не должен противоречить Гражданскому кодексу Российской Федерации, иным нормативным актам Российской Федерации и ее субъектов, которые определяют правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, в том числе и фондов.

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации в системе органов внутренних дел

В системе органов внутренних дел Российской Федерации функционируют предприятия, учреждения и фонды, которые предназначены для обеспечения выполнения основных задач и функций органов внутренних дел.

К числу предприятий, осуществляющих производственную деятельность, относятся:

Предприятия по выпуску продукции по государственным заказам, по производству продукции для нужд органов внутренних дел, в том числе по производству мебели, отдельных видов техники, ателье и другие организации по пошиву обмундирования;

Научно-производственные объединения по разработке и выпуску экспериментальных партий криминалистической и специальной техники, средств транспорта и связи, по разработке средств охранной и пожарной сигнализации и защиты, систем сигнализации для обеспечения безопасности дорожного движения;

Организации капитального строительства и ремонта; предприятия и организации материально-технического и военного снабжения (базы, склады и др.);

Автотранспортные и другие транспортные предприятия; типографии, торговые и иные предприятия и организации. В системе органов внутренних дел имеются учреждения: -- медицинские и лечебно-оздоровительные учреждения (поликлиники, госпитали, медицинские части, санатории и дома отдыха);

Учебные заведения (учебные центры, специальные средние учебные заведения, высшие учебные заведения и др.);

Научно-исследовательские учреждения (институты, центры, лаборатории и др.);

Учреждения культуры и спорта (клубы, музеи, редакции газет и журналов, архивы, спортивные организации и др.).

К иным некоммерческим организациям относятся различные фонды, действующие в системе органов внутренних дел, например гуманитарный фонд «Великодушие» и др.

На предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации системы органов внутренних дел распространяется общее законодательство, определяющее их правовой статус. Однако административно-правовой статус предприятий и учреждений системы органов внутренних дел имеет ряд особенностей. Они учреждаются государством. На них не распространяется законо-дательство о приватизации. МВД России и другие компетентные органы внутренних дел:

Определяют профиль предприятий и учреждений и их местонахождение;

Утверждают уставы (положения), осуществляют управление ими;

Назначают на должность и освобождают от должности руководителей предприятий и учреждений;

Устанавливают государственные заказы и доводят их до предприятий;

Принимают решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвида-ции предприятий и учреждений.

Руководители (начальники) предприятий и учреждений системы органов внутренних дел обладают государственно-властными полномочиями. Они осуществляют оперативное управление предприятиями и учреждениями на принципе единоначалия.

Руководитель (начальник) возглавляет администрацию (аппарат управления) предприятия, учреждения, несет персональную ответственность за всю работу предприятия, учреждения, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия, учреждения.

Вопрос 2 . Понятие и виды общественных объединений

Понята общественных объединений. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на объединение закреплено в Конституции, в Федеральном законе от,14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» . Это право граждан осуществляется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -- общественные объединения.

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не за-прещенной законом.

Не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний. Преследуется законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Виды общественных объединений. Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица -- общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции), общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязан-ности.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками съезда (конференции) или общим собранием. В случае государственной регистрации фонд осуществляет свою "деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. В учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Этот орган может иметь право совещательного голоса при учредителе, но не может распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, приятым на собрании учредителей.

Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа он приобретает права юридического лица.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных документов (договоров, уставов, принятых союзами (ассоциациями) общественных объединений, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Общественные объединения подразделяются по территориальной и отраслевой сферам деятельности, по формам непосредственного подчинения, по целям образования.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет свои структурные подразделения -- организации, отделения, филиалы, представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения -- организации, отделения, филиалы, представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

По сфере деятельности общественные объединения подразделяются на объединения, действующие независимо от отрасли или сферы управления (скажем, политические партии), и объединения, действующие в отдельных отраслях и сферах управления (например, научные, культурно-просве-тительные и др.).

По форме непосредственного подчинения общественные объединения делятся на объединения, руководимые соответствующими вышестоящими объединениями и их органами (например, профсоюзы), и объединения, действующие автономно (к примеру, товарищеский суд).

По целям образования общественные объединения подразделяются на политические партии, творческие союзы, религиозные объединения, физкультурно-спортивные общества, общество защиты прав потребителей и др.

§2. Административно-правовой статус общественных объединений

Законодательство об общественных объединениях. Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Вопросы внутренней организации и деятельности общественных объединений регулируются уставами, принимаемыми самими общественными объединениями. Эти уставы регистрируются уполномоченными на то государственными органами. Отношения, регулируемые нормами уставов, не являются правовыми. Вместе с тем все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, обязаны соблюдать законы и иные правовые акты.

Порядок создания общественных объединений, их реорганизации и ликвидации. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей -- не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профсоюзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица -- общественные объединения.

Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия объединением решений: о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия указанных решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права за исключением прав юридического лица и принимает на себя обязанности, предусмотренные федеральным законом «Об общественных объединениях».

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица, если иное не установлено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской. Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет, а детских объединений -- достигшие возраста 10 лет.

Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и местного самоуправления.

При создании общественных объединений права и обязанности их учредителей указываются в уставах объединений. Устав должен предусматривать:

Название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

Структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

Условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

Компетенцию и порядок формирования руководящих органов объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

Правила внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

Источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

Порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае оно не приобретает прав юридического лица.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; межрегионального объединения -- органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения; регионального и местного общественных объединений -- органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются: -- заявление объединения; -- устав;

Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов; -- сведения об учредителях;

Документы об уплате регистрационного сбора и о предоставлении юридического адреса общественному объединению;

Протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Орган, регистрирующий общественное объединение, в месячный срок обязан рассмотреть заявление о регистрации и принять решение: зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о его регистрации либо отказать в государственной регистрации объединения и выдать учредителям письменный документ с мотивировкой отказа, который может быть обжалован в судебном порядке.

Общественное объединение по решению съезда (конференции) или общего собрания может быть реорганизовано. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации объединения осуществляется в указанном выше порядке. Имущество объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке. Решение о ликвидации объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший объединение для исключения объединения из единого государственного реестра юридических лиц.

Права общественного объединения. Для осуществления уставных целей объединение имеет право:

Свободно распространять информацию о своей деятельности; -- принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законодательством;

Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

Участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участии его в выборах).

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественного объединения. В своей деятельности общественное объединение обязано:

Соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

Ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юриди-ческих лиц;

Представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;

Допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предприни-мательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Государство и общественные объединения. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти и местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяются законодательства Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Вместе с тем орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Этот орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим объединение, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение может быть обжаловано объединением в судебном порядке.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. Надзор за соблюдением законов общественными, объединениями осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

Государственные органы и органы местного самоуправления, и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами законов об общественных объединениях, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Ответственность общественных объединений. В случае совершения общественным объединением, в том числе не зарегистрированным в органах юстиции, нарушения законодательства, оно несет установленную законом ответственность. При нарушении законодательства общественными объединениями, не зарегистрированными в органах юстиции, ответственность за совершенные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений. При совершении объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как. руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Деятельность объединения может быть приостановлена судом. Как уже указывалось, оно может быть ликвидировано по решению суда.

Общественные объединения в соответствии со своими уставами могут наделять руководителей объединений полномочиями выступать от имени объединения и совершать юридически значимые действия. В этих случаях руководители (представители, служащие) объединения выступают в качестве субъектов права, в том числе и административного.

Основы административно-правового положения религиозных об ъ единений

В соответствии с Конституцией, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях” каждый гражданин имеет право на свободу вероисповеданий. Граждане могут индивидуально или совместно со своими единоверцами исповедовать любую религию, добровольно вступать в религиозные объединения или выходить из них.

Понятие религиозного объединения. Религиозное объединение -- это добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Воспрепятствование вступлению в религиозные объединение или выходу из него, равно как и применение в этих целях принуждения, наказывается по закону.

Религиозные объединения могут составлять региональные или централизованные объединения со своими органами управления и иными структурными подразделениями, предусмотренными уставами данного объединения. Религиозное объединение, в состав которого входит 10 человек, пользуется правами юридического лица с момента регистрации его устава. Объединение, пользующееся правами юридического лица, может учреждать другие религиозные объединения с правами юридического лица.

Государство и религиозные объединения. Религиозные объединения отделены от государства. Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. На территории России не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

С другой стороны религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах государственных органов представительной и исполнительной власти и в деятельности политических партий. Однако могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений, разновидностью которых являются религиозные объединения.

Регистрация религиозных объединений и порядок прекращения их деятельности. Граждане, образовавшие религиозное объединение, для получения правоспособности юридического лица. в том числе и административной правосубъектности, разрабатывают устав (положение) религиозного объединения, принимают его и подают заявление с приложением принятого устава (положения) в Министерство юстиции Российской Федерации пли в органы юстиции субъектов Российской Федерации (в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного объединения).

В регистрации устава (положения) может быть отказано только в том случае, если его содержание противоречит требованиям законодательства. Отказов регистрации может быть обжалован в суд.

Деятельность религиозного объединения может быть прекращена по решению общего собрания учредителей религиозного объединения, съезда (конференции), его образовавшего, в случае его самоликвидации (распада), а также по решению суда, если деятельность объединения противоречит его уставу (положению) или действующему законодательству.

Права религиозных объединений. Согласно законодательству религиозные объединения вправе основывать и содержать свободно доступные места богослужения или религиозных собраний, а также места, почитаемые той или иной религией (места паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятст-венно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в молитвенных зданиях и на принадлежащей им территории, в местах паломничества, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, в квартирах и домах граждан. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и других публичных мероприятий.

Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа, вправе распространять религиозную литературу и предметы культа, осуществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и через общественные организации. В собственности объединений могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для их деятельности.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий осуществляется уполномоченными на то государственными органами. Исключительно в компетенцию Министерства юстиции России и органов юстиции субъектов Российской Федерации в отношении религиозных объединений входит, как уже указывалось, регистрация уставов (положений) религиозных объединений.

Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и вероисповеданий, несут юридическую ответственность, в том числе административную. Служители культа и члены религиозных объединений могут быть субъектами нарушений законодательства о религии. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

Общественные объединения в органах внутренних дел. Общественные формирования, участвующие в охране обществе н ного порядка и обеспечении общественной безопасности

Общественные объединения в органах внутренних дел. К объединениям, действующим в системе органов внутренних дел, относятся: профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних- дел, советы ветеранов органов внутренних дел, общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел. Согласно закону РСФСР «О милиции», «Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы (ассоциации). Сотрудники органов внутренних дел могут быть членами профессиональных союзов (ассоциаций), объединяющих сотрудников соответствующих органов внутренних дел.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и иными правовыми актами, их уставами и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, за исключением ограничений, установленных ст. 56 указанного положения. Профессиональные союзы, говорится в этой статье, не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел, по выполнению возложенных на них задач и обязанностей; им запрещается проводить забастовки сотрудников.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности носят рекомендательный характер.

Советы ветеранов органов внутренних дел. Советы ветеранов, образуемые в органах внутренних дел, являются общественными организациями, состоящими из бывших работников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, являющихся пенсионерами МВД России. В состав советов входят пенсионеры, имеющие необходимые теоретические знания, практический опыт и изъявившие желание оказывать действенную помощь органам внутренних дел и подразделениям внутренних войск в выполнении возложенных на них задач.

Совет ветеранов в своей деятельности руководствуется действующими законами и иными правовыми актами, а также соответствующим положением о совете, которое утверждается уполномоченными органами внутренних дел. Работа совета ветеранов согласовывается с соответствующими органами внутренних дел.

Совет ветеранов из числа своих членов избирает председателя совета, его заместителей и секретаря, образует секции совета. Членам совета ветеранов и членам секций выдаются удостоверения установленного образца, с указанием имевшихся у них специальных или воинских званий, а также занимаемого положения в совете ветеранов и секциях.

Основными задачами советов ветеранов органов внутренних дел являются:

Привлечение ветеранов к активной общественной деятельности, к наставничеству, лекционной работе;

Участие в проведении воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел;

Распространение правовых знаний среди населения; -- организация выступлений ветеранов перед молодыми сотрудниками органов внутренних дел;

Оказание практической, консультативной и методической помощи в служебной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел.

Ветераны могут привлекаться для оказания помощи в практической работе, подготовке нормативных и иных документов, к участию в мероприятиях по укреплению правопорядка, рассмотрению жалоб и заявлений граждан. Члены совета и секций ветеранов за активную работу могут быть поощрены руководителями органов внутренних дел. Кроме профессиональных союзов (ассоциаций) и советов ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск в органах внутренних дел могут создаваться различные фонды социальной помощи и другие общественные объединения.

Общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. К формированиям (объединениям), участвующим в охране общественного порядка и обес-печении общественной безопасности, относятся добровольные народные дружины (Д11Д), добровольные пожарные объединения, товарищеские суды, советы общественных пунктов охраны порядка, внештатные сотрудники милиции и другие общественные формирования.

Добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Основными задачами дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, собственности, участие в работе по воспитанию людей в духе уважения законов и других норм социального поведения.

Дружины участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах; оказывают содействие органам внутренних дел и другим правоохранительным органам государства в их деятельности по укреплению правопорядка.

В целях обеспечения выполнения возложенных на дружины задач дружинникам предоставлены соответствующие права. Они имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений, применять меры административного пресечения (задержание правонарушителя, изъятие орудия совершения правонарушения и др.).

Противодействие законной деятельности дружинников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность согласно закону.

Добровольные пожарные объединения. Существует два вида объединений: добровольные пожарные дружины (ДПД) и добровольные пожарные общества (ДПО).

Добровольные пожарные дружины образуются на промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах. Основной целью их создания является проведение мероприятий по охране промышленных объектов, строек, баз, складов и т.п. от пожаров. Формируются ДПД из членов соответствующих трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций. ДПД осуществляют контроль за соблюдением на объекте противопожарного режима, проводят разъяснительную работу среди рабочих и служащих по соблюдению правил пожарной безопасности, надзор за исправным состоянием первичных средств тушения пожаров, принимают немедленные меры к тушению возникшего загорания имеющимися на объекте средствами пожаротушения, участвуют в пожаротушении.

Наряду с ДПД действует добровольное пожарное общество. Это общество имеет свои подразделения в республиках в составе федерации, краях, областях, округах, районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также по месту жительства граждан. ДПО содействует органам государственной пожарной охраны, другим государственным и негосударственным организациям в обеспечении пожарной безопасности в населенных пунктах, на хозяйственных и иных объектах. Основными задачами ДПО являются:

Подобные документы

    Административно-правовые основы положения общественных объединений, их права, обязанности, порядок создания, реорганизации и ликвидации. Административно-правовой статус благотворительных и религиозных организаций, публичный контроль их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Общее понятие организаций как субъектов административного права. Административно-правовой статус государственных и муниципальных предприятий, учреждений. Понятие и административно-правовой статус различных объединений граждан и религиозных объединений.

    контрольная работа , добавлен 05.07.2016

    Понятие и порядок создания общественных объединений. Виды общественных объединений и их административно-правовой статус. Законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям.

    реферат , добавлен 10.01.2004

    Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации. Проблемы реализации законодательства в сфере религии. Основания приостановления деятельности и ликвидации религиозных организаций. Проявление проблем в повседневной жизни.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Понятие и виды общественных объединений России; порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Механизм доступа граждан к институтам государственной власти. Характеристика административно-правовых норм, регламентирующих правовое положение объединений.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Общая характеристика правового регулирования общественных объединений, значение международных документов.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации. Понятие, организационно-правовые формы и виды, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Права, обязанности и ответственность объединений.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Понятие и система государственной службы в Российской Федерации. Правовые основы государственной военной службы в Российской Федерации. Административно-правовой статус общественных объединений. Правовое регулирование государственной тайны в России.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2008

    Административно-правовой статус предприятий и учреждений, их понятия и виды. Правоспособность общественного объединения как юридического лица. Особенности взаимоотношения органов внутренних дел с предприятиями, учреждениями и общественными объединениями.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Правовая основа деятельности общественных объединений, их характерные черты, виды, права и обязанности. Признаки и сущность сравнительного анализа гражданской, правоохранительной и военной службы. Особенности ликвидации общественных объединений.

Субъекты административного права подразделяются на два вида: коллективные и индивидуальные; в данном случае мы будем рассматривать первую категорию.
К коллективным субъектам административного права относятся:
предприятия - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности н получения прибыли.
Выделяют пять видов предприятий:
Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе унитарные.
Государственные предприятия субъектов Федерации.
Муниципальные предприятия.
Негосударственные предприятия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.
Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциации и др.;
учреждения - выполняют социально-культурные илн админнстратнвно-полнтические функции, создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования).
Указанные нами субъекты различаются по результатам их основной деятельности.
В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются иа государственные (унитарные); муииципаль- ные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.
По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) н предприятия субъектов Федерации.
Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское нли поселковое значение.
К негосударственным относятся: частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другне виды негосударственных предприятий.
По характеру или виду выиускаемой продукции и оказанию услуг, иначе говоря, по отрасхевой специальности, предприятия подразделяются на:
промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);
^ ¦ сельскохозяйственные (колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.);
строительные (строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.);
транспортные (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, пароходства, аэропорты и др.);
предприятия связи (узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и т. д.);
торговли (универмаги, гастрономы н др.);
жилищно-коммунальные (ремонтио-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети и др.).
На договорной основе предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации н другие объединения.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, комитеты, управления, отделы и т. п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).
Учреждения можно разделить иа три основных вида:
1. Учреждения - аппараты органов государственной власти.
Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения; культуры и др.).
Негосударственные социально-культурные и иные уч-реждения.
Учреждения подразделяются на виды по разным основаниям:
по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов Федерации, местные (муниципальные);
по характеру и сфере деятельности: образования (школы, высшие учебные заведения и др.); науки (научно- исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами трех отраслей права: административного, гражданского и трудового права.
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:
государственную регистрацию предприятий и учреждений;
порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;
общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;
общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения н ведения общегосударственной экономической информации.
Действия, при совершении которых приобретаются и ре-ализуются права и обязанности предприятия или учреждения, непосредственно влияют на их административно-правовой статус. К таким действиям относятся:
1) создание предприятия илн учреждения по решеиню собственника имущества или уполномоченного им органа либо по решению трудового коллектива предприятия;
государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения предприятия или учреждения местным органом государственной власти;
получение разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти;
формирование органа управления делами созданного предприятия или учреждения;
определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия или учреждения;
ведение и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности.
Особенностью административно-правового статуса государственных унитарных" предприятий и учреждений является, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.
К ведению государственных органов, в данном случае, относится следующее:
создание предприятий;
определение предмета и целей их деятельности;
утверждение устава;
управление предприятиями;
назначение на должность и освобождение от должности руководителей;
предоставление, в установленных случаях, государственных заказов;
реорганизация и ликвидация государственных предприятий.
В соответствии с действующим законодательством госу-дарственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества делятся на два вида:
основанные на праве хозяйственного ведения;
основанные на праве оперативного управления.
Унитарные предприятия, основанные иа праве оперативного управления, образуются по решению Правительства Российской Федерации на базе федеральной собственности.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устав утверждается государственным органом. Устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), утверждается Правительством Российской Федерации.
Разновидностью государственных предприятий являются: казенные заводы, фабрики и хозяйства. Их правовое положение характеризуется, прежде всего, меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, например, может быть изъято неиспользуемое илн используемое не по назначению имущество.
На казенные предприятия распространяются полномочия вышестоящих органов управления в большем объеме, если сравнивать с унитарными предприятиями, которые основаны на праве хозяйственного ведения:
обязательная отчетность предприятия по установленным формам;
персональная ответственность руководителя;
обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;
виды деятельности и порядок распределения прибыли, цены и тарифы на услугн устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
используемое не по назначению, лнбо не используемое длительное время имущество такого предприятия может быть изъято.
Следует отметить, что влияние государственных органов на государственные предприятия является специфическим; это выражается в том, что оно не носит характера государственного руководства нх основной деятельностью. Лица, образующие администрацию негосударственного предприятия, не являются служащими, наделенными государственно-властными полномочиями по отношению к работникам. Государство также не участвует в комплектовании ее состава, зто является прерогативой учредителей.
Руководство же деятельностью государственного унитарного предприятия основано на принципе единоначалия, и осуществляет его директор, который назначается Правительством Российской Федерации или федеральным органом на основе заключения контракта.
Особенностью же админнстративпо-правового статуса негосударственных предприятий или учреждений являет- с я то, что роль государства по отношению к ним ограничена.
В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления.
Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.
Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений регламентируется законодательством. Учредительным документом таких организаций является устав, который ут-верждается учредителем.
Однако необходимо помнить, что все предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации, которая включается в единый государственный реестр.
Ликвидация негосударственных предприятий, учреждений производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.
Существует также ряд гарантий самостоятельности предприятий и учреждений:
противоправные акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие самостоятельность предприятий, учреждений, подлежат отмене компетентными органами;
характер компетенции органов исполнительной власти таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий или учреждений и не обладают правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты как формы текущего руководства;
им предоставлено право на защиту своей самостоятельности в административном и судебном порядке;
соблюдение законности во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры.

Еще по теме 9.1. Понятие и виды предприятий и учреждений. Основы их административно-правового статуса:

  1. § 2. Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений
  2. § 2. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
  3. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
  4. Тема 8. Административно-правовой статус организаций, учреждений, предприятий и объединений
  5. § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
  6. Понятие и основы административно-правового статуса административных органов
  7. § 2. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений
  8. Особенности административно-правового статуса государственных учреждений
  9. § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
  10. Административно-правовое положение предприятий, учреждений и иных организаций
  11. § 4. Основы административно-правового статуса общественных объединений
  12. § 1. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации
  13. 1.4 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
  14. § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
  15. § 4. Содержание и виды административно-правового статуса граждан

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право -

1. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных субъектов административного права

К числу субъектов административного права относятся предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социальнокультурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.
Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от форм собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.
По значению и видам собственности государственные предприятия подразделяются на федеральные предприятия и предприятия субъектов Федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.
К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.
По характеру (виду) выпускаемой продукции или оказанию услуг, т. е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэрокомпании и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, универсамы, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплутационные, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т. п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях такого вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
Учреждения так же, как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
1) по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
2) по масштабу и значению своей деятельности (федеральные, субъектов Федерации, местные);
3) по характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:
а) образования (школы, высшие учебные заведения и др.);
б) науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.)
в) культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
г) здравоохранения (больницы, поликлиники);
д) социальной защиты (интернаты и др.).
е) исполняющие уголовные наказания и т. д.
К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Учреждения и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы), члены которых сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Их наименование должно содержать указание на основной предмет деятельности членов с включением слова «ассоциация» или «союз».